Алфавит

postheadericon Алфавит

Обратите внимание!

• Русское слово азбука  – синоним слова алфавит.  (Как оно образовано?)

• В словарях слова располагают в алфавитном порядке. (Почему? Что еще записывают по алфавиту? Почему по такому – алфавитному – принципу заносят в классный журнал фамилии учеников?)

…Венеды, или славяне языческие, обитавшие в странах балтийских, знали употребление букв. Дитмар говорит о надписях идолов славянских: ретрские кумиры, найденные близ Толлензского озера, доказали справедливость его известия; надписи их состоят в рунах, заимствованных венедами от готфских народов. Сии руны, числом 16, подобно древним финикийским, весьма недостаточны для языка славянского, не выражают самых обыкновенных звуков его, и были известны едва ли не одним жрецам, которые посредством их означали имена обожаемых идолов. Славяне же богемские, илли-рические и российские не имели никакой азбуки до 863 года, когда философ Константин, названный в монашестве Кириллом, и Мефодий, брат его, жители Фессалоники, будучи отправлены греческим императором Михаилом в Моравию к тамошним христианским князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу для перевода церковных книг с греческого языка, изобрели славянский особенный алфавит, образованный по греческому, с прибавлением новых букв: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Б, Ю, Я, Ю с большой.

Сия азбука, называемая кирилловскою,  доныне употребляется с некоторыми переменами в России, Валахии, Молдавии, Болгарии, Сервии и проч. Славяне далматские имеют другую, известную под именем глаголъской,
 или буквицы,  которая считается изобретением св. Иеронима, но ложно, ибо в IV и в V веке, когда жил Иероним, еще не было славян в римских владениях. Самый древнейший ее памятник, нам известный, есть харатейная Псалтирь XIII века, но мы имеем церковные Кирилловские рукописи 1056 года; надпись Десятинной церкви в Киеве принадлежит еще ко временам св. Владимира. Сия глагольская азбука явно составлена по нашей, отличается кудрявостию знаков и весьма неудобна для употребления… […]

Итак, предки наши были обязаны христианству не только лучшим понятием о Творце мира, лучшими правилами жизни, лучшею, без сомнения, нравственностию, но и пользою самого благодетельного, самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи мыслей – изобретения, которое, подобно утренней заре, в веках мрачных предвестило уже науки и просвещение.

(Н . М. Карамзин. «История государства Российского». Т. I, гл.  3.)

В алфавите (азбуке) буквы располагаются в определенном порядке, который нужно хорошо запомнить. В этом вам поможет «Песенка-азбука» Б. В. Заходера.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я

Все теперь мои друзья.

Пять сестренок опоздали

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

В русском языке много интересных букв, но интересен и сам русский алфавит, или по-русски – азбука. В середине – буква о.
 Она словно соединяет две части алфавита: до нее все согласные буквы – звонкие, кроме к;  после нее – глухие, кроме р.  Таким образом, по алфавиту легко запомнить, какие согласные звонкие, а какие – глухие.

Первые шесть согласных (б, в, г, д, ж, з)  имеют парные глухие (п, ф, к, т, ш, с).  Легко определить, что согласные й, л, м, н, р  – всегда звонкие, а х, ц, ч, щ  – всегда глухие. Знать это нужно, потому что у парных согласных есть так называемые сильные и слабые позиции (совпадение или несовпадение звука и буквы).

Метаграммы

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова путем изменения написания, замены одной буквы другой получается новое слово.

Метаграммы могут составлять и сами ученики, не обязательно в стихотворной форме. Надо подобрать пары слов, отличающихся в написании лишь звонкостью согласных (например, гриб – грипп),  и составить краткие толкования каждого слова: «Со звонким согласным – споровое растение, с глухим – заразная болезнь». Можно давать толкования в шутливой форме: «Со звонким согласным – собираем в лукошко, а с глухим – боимся заразиться» и т. п.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

С глухим траву она срезает,

Со звонким – и листочки объедает.

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нем мы обитаем.

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким – имя существительное.

Слышится и пишется

Ведущий (учитель) предлагает разделить страницу тетради пополам вертикальной чертой и написать слева «Совпадает», а справа – «Не совпадает». Затем он диктует пары слов (приведены ниже). Ученики вписывают их в нужную графу – в зависимости от того, совпадает произношение глухих и звонких согласных с правописанием или не совпадает. Выигрывает тот, кто правильно запишет все слова и сможет по требованию ведущего подобрать к некоторым из них проверочные слова (например, гибкий – сгибать, липкий – липнуть  и т. п.).

коляска – повязка

ласка – сказка

гибкий – липкий

кружка – игрушка

молотки – городки

веский – резкий

подружка – ватрушка

грядки – прятки

рыбки – липки

жираф – бурав

гриб – хрип

принес – привез

ходьба – молотьба

шефский – заправский

Раскинем умом

Ответьте на следующие вопросы.

1. В каком слове живут семь одинаковых букв?

2. В каких словах живут 100 одинаковых букв?

3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?

1. Семья.

2. Стог, сток, стол, стон, стоп, стоя.

3. 100 – сто.

Задание на дом.  Составьте 1–2 метаграммы.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Интересное