Приложение к занятию «Умники и умницы»

postheadericon Приложение к занятию «Умники и умницы»

1. Почему при склонении существительного посол  со значениями «посланный, посланец, высший дипломатический чин» исчезает один гласный из основы? Почему в омониме посол [посол огурцов)  этого не происходит? Почему в слове сын  этого нет?

Приведите еще примеры существительных, в которых при склонении «убегают» гласные.

2. Почему в современном языке немало знаменательных односложных слов, а в древнерусском языке этого не было?

3. Почему в современном языке в определенных позициях звонкие оглушаются, а когда-то этого не было? Почему мы произносим слово сшить  как [шшыт’]? Почему в языке существуют непроизносимые согласные?

Какое единое явление исторической фонетики лежит в основе всех трех приведенных фактов?

4. Решите следующие метаграммы [загадки, по условиям которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово).

а) Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

А к  на ц  перемени

Я по болоту зашагаю.

б) С п  я в доме, с в я в поле,

С м  я в море, с г – в футболе,

С к  вбивают, с т взрывают,

С д  долину называют.

в) С б  мучительной бываю,

С м  одежду пожираю,

С р  актёру я нужна,

С с  для повара важна.

г) Нет никакого тут секрета.

Совсем загадка несложна:

Я с у  далекая планета,

А с и  я в Азии страна.

д) Я цвет одинаковый часто имею:

И с г  зеленею, и с к  зеленею.

Но с к  вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить.

5. Определите перевертыши. Укажите, какие они – буквенные или звуковые.

а) Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю.

Когда с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

б) Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке – полýчите звуковой перевертыш: из слова лай  – название лодки, из слова шёл  – неправду.

в) · ловит мышей – течет по проводам

• неглубокая пещера – купля-продажа

• место, где растут овощи – по высокой цене

• растение или ткань – число

• отверстие, лаз – большой мешок

• приказать (попросить), чтобы текла какая-то жидкость – хвойное дерево

г) Определите слова-палиндромы.

• указательное местоимение

• шум от ударов ног при ходьбе, беге

• небольшая часть вещества, принявшая округлую форму (небольшой ком)

6. Различайте е  и э .

Под каждым номером помещены определения двух слов: одно из них начинается на э , другое – на е . Запишите в табличку соответствующие слова, имея в виду, что сумма букв каждой пары слов – 12.

1) Пища или ее прием. – Короткое сатирическое стихотворение.

2) Небольшой зверек с ценным мехом. – Механизированное сооружение для хранения зерна.

3) Непоседа. – Составная часть чего-либо.

4) Еловый лес. – Художественное произведение.

5) Самая низкая школьная отметка. – Стекловидная масса, которой покрывают металлические предметы.

6) Житель Европы. – Вид упражнения в музыке, шахматной игре.

7) Знаменитая целебная минеральная вода. – Указательное слово.

8) Цельность, общность, сплоченность. – Ряд помещений в большом доме, расположенных на одной высоте.

9) Яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами. – Случай из жизни, отдельное событие, происшествие.

10) Всадник. – Воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария.

11) Слово-союз, обычно обозначающее условие. – Предмет, который демонстрируется на выставке, в музее.

12) Хвойное дерево. – Коллективная поездка или прогулка с целью ознакомления с чем-либо.

7. Есть ли твердые согласные звуки в данной скороговорке? Объясните.

Летели лебеди с лебедятами.

8. Есть ли мягкие согласные звуки в следующих словах? Объясните.

машина, шёлк, ложиться, браться, рожь, пустошь, сцена, антенна, скучно

9. Объясните, почему в данной пословице только 4 мягких согласных звука.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

Приложение к занятию «Умницы и умники»

1. Проиллюстрируйте примерами возможные значения прилагательного крутой .

2. Объясните различия в значениях.

часовая стрелка  – железнодорожная стрелка

живописная  мастерская – живописная  местность

холодное  молоко – холодный  взгляд

натянутые  провода – натянутые  отношения

3. Уточните одним словом значения следующих слов.

пол, брак, нота, мешать, топить

4. Отгадайте загадки.

а) Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

б) Если строится здание, я его украшаю. Если строятся люди, они меня украшают.

в) Что можно набрать, ничего не беря в руки?

г) Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?

д) Можно ли считать без чисел?

е) Какое крыло никогда не летает?

5. Решите метаграммы, шарады, логогрифы.

а) Меня вы в сказках отыщúте.

Я в сказке Пушкина герой.

Но л  на н  лишь замените —

Сибирской стану я рекой.

б) Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву а  – и я завою.

в) Я летаю и жужжу.

Сверху на цветы гляжу.

Буква первая моя —

Как шипучая змея.

Без нее я – часть земли,

Меня боятся корабли.

г) На берегу морском

Я круглый год валяюсь.

Отнимешь мягкий знак —

И вверх я устремляюсь.

д) Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но г приставишь впереди —

И в небе я загромыхаю.

е) Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца —

Во мне увидишь что угодно.

ж) Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный, знойный день.

Но если согласные буквы

В себе переставлю я,

Получится новое слово,

Несущее смерть для меня.

з) Географию со мной

Изучают дети.

Дай порядок букв иной —

Буду я в буфете.

6. Отгадайте загадки-шутки.

а) Какое государство можно носить на голове?

б) Какая европейская столица стоит на скошенной траве?

в) Какой город летает?

г) Какая земля никогда не состарится?

д) Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?

7. Найдите антонимы в следующих стихотворных отрывках. Можете ли вы сказать, кому принадлежат эти строки?

а) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

б) Всегда так будет, как бывало,

Таков издревле белый свет:

Ученых много – умных мало,

Знакомых тьма, а друга нет.

8. Подберите к словам синонимы, состоящие из такого же количества букв [сколько букв в исходном слове, столько же должно быть и в синониме).

лес

горе

мороз

непогода

хотеть темнота

крепость

сообщение

невиданный

равнодушный

9. Подберите к словам антонимы. Запишите их в столбик. Третья буква в каждом из них послужит для образования еще одного слова.

сухой

начинать

ветер

рыхлый

трудолюбивый

короткий

свет

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Интересное