Средство и способ словообразования

postheadericon Средство и способ словообразования

Средством  образования нового слова может служить словообразующая морфема  (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции , которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы  как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист →  спец
;

2) сложение  компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жёсткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин →
 универмаг ;

3) изменение частеречной принадлежности слова : у прилагательного чайный  представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная  — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать →
 земл-е-дел-ец  (сложение производящих основ + суффикс).

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования :

Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:

1) приставочный: делать 
 пере-делать,

2) суффиксальный: синий  
 син-ев-а, мыть →  мыть-ся, гордый →
 горд-и-ть-ся,

3) приставочно-суффиксальный: стакан  
 под-стакан-ник, бежать →  раз-бежать-ся, говорить →
 пере-говар-ива-ть-ся.

Способы, использующие операционные средства словообразования:

1) сокращение: заместитель →  зам,

2) сложение:

а) сложносоставной способ: диван + кровать → диван-кровать
,

б) сложение: лес + степь → лес(о)степь,

Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший →  сумасшедший.  В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший .

в) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета →  стенгазета, Министерство иностранных дел →  МИД,

При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз ), букв (МГУ ), начальных частей (завхоз ), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования    гороно ), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк ) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство →  торгпредство ).

3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: столовая  (прил.)→ столовая  (сущ.).

Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить →
 орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).

Случаи типа бежать → бег , называемый в комплексе 1 бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег
—Ø   бежа-ть.

В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:

1) чередование гласных и согласных : кошка →
 кошеч-к-а  (чередования к / ч
, ноль звука / е ), лев →  льв-иц-а  (чередования в / в’, е /  Ø),

2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса ); пар + ходить →  пар(о)ход-Ø
,

3) усечение производящей основы  (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть →
 рез-к-а,

Авторы комплекса 3 вводят понятие словообразовательной модели — образца для создания нового слова, который живёт в русском языке и понятен каждому. Так, словообразовательная модель _____оват-ый  имеет значение «чуть-чуть, слегка»: бел-оват-ый, кисл-оват-ый, груб-оват-ый .

Введение понятия словообразовательной модели помогает понять системные отношения единиц в языке, его упорядоченность. Однако то, что авторы называют словообразовательной моделью, реально является морфемной схемой строения слов и описывает как производные слова, так и непроизводные слова со связанным корнем; например, схема раз_____ть  описывает как производные слова разбить, рассыпать , так и непроизводные раздеть, разуть . Косвенным доказательством того, что для авторов учебника более существенным при использовании моделей является , а не , является формулировка заданий, использующих понятие словообразовательной модели, например: «Запишите слова, соответствующие данным моделям: _____ист-ый: бархат-, волн-, голос-, душ-, зерн-, колос, плеч-, пятн —». Как мы видим, для использования в словообразовательной модели авторы задают не слова — ПЩ основы, а готовые корни, в том числе с уже реализованным чередованием (душ-ист-ый  от дух ).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Интересное