Жизнь слова

postheadericon Жизнь слова

Язык является важнейшим средством общения людей. Он возник вместе с мышлением в процессе трудовой деятельности, борьбы за существование. «Труд создал человека», – писал Ф. Энгельс. А это значит, что в труде развились основные качества, отличающие человека от животных, – язык и мышление. Важнейшим условием возникновения языка была коллективная деятельность. Первобытные люди сообща добывали себе пищу, защищались от хищных животных и т. д. В языке, конечно, не сохранились самые первые слова. Но мы можем утверждать, что мышление древнего человека было предметным.

Возьмем, например, такие отвлеченные понятия, как забота, печаль, мечта, опасность, здоровье, скромность  и т. п. Для нас эти понятия настолько отвлеченны, что с ними трудно связать какой-нибудь конкретный предмет. А между тем происходят названные слова от конкретных, совершенно определенных предметов и явлений. Так, слово забота  происходит от древнего глагола зобаться  (беспокоиться, хлопотать), который, в свою очередь, происходит от древнего слова зобь  – пища, еда (звук [а] вместо [о] утвердился в результате аканья в некоторых русских говорах).

Слово печаль,  оказывается, образовано от глагола печь  и вначале обозначало «то, что жжет». Отсюда же произошло и слово печать  с первоначальным значением «выжженный знак, тавро» на теле животного. Этого же корня и слова опека, беспечный, обеспечить  (обез-заботить, лишить заботы). Немалую роль в появлении основного значения этих слов сыграла, возможно, и забота древнего человека о поддержании огня, приготовлении пищи.

Происхождение слова печать,  как видим, связано со скотоводством, древнейшей отраслью хозяйства. Это подтверждается и другими словами. Так, слова
опасность, спасать, запас  произошли от глагола пасти,  имевшего значение «сторожить, защищать». В свою очередь, этот глагол, возможно, содержит общий корень со словами питать, пища.  Да и сам глагол защищать (защитить)  образован от названия вполне определенного предмета – щит  (раньше мы уже знакомились с происхождением слова ошеломить  от шелом, шлем).

Предметность мышления древнего человека раскрывается и в истории происхождения таких слов, как возражать, удрученный, здоровый, совершать, копить  и др. Возражать, возразить  происходит от разúти,  то есть бить. Приставка воз–  придает этому слову значение «ударить в ответ, отразить нападение». А удрученный  – это буквально «ударенный, оглушенный палкой» (сравните: украинские слова дрюк, дрючок  – дубина, палка). Слово здоровый родственно древнейшему слову дорв,  от которого образовалось наше современное дерево.
 И сейчас еще шутя говорят: здоровый, как дуб.  А древнее значение глагола копить  переселилось в современное слово копнить  – собирать, сгребать сено или солому в копны.
 В старину копá  обозначала также меру, количество – 60 предметов, отсюда копить  получило значение «складывать, откладывать впрок».

Как правило, слова отражают какой-либо характерный признак того или иного предмета, представлявший в свое время особую важность для человека. Например, суровые условия борьбы за существование развивали у человека храбрость, мужество. Робкими  были дети, не столкнувшиеся еще лицом к лицу с жизнью. Поэтому малолетнего человека и называли ребёнком  (первоначально робёнок)  от слова робкий (несмелый). Да и слово плохой  родственно древнему слову пóлох,
 то есть страх, робость (сохранилось оно в нашем слове переполох).

Большой ущерб скотоводству причиняли волки, поэтому и название этих хищников происходит от слов волокý, волочúть,  то есть тащить (домашних животных).

Происхождение слов раскрывает перед нами целые картины из жизни наших предков. Много веков тому назад земля наша была покрыта густыми лесами. Чтобы засеять землю, надо было отвоевать ее у леса – вырубить или сжечь деревья (такое земледелие называлось подсечным  или огневым).  Опаленные деревья и сучья именовались пáлом  (от слова палúть).  Отсюда и произошло, очевидно, слово палка.  Существовал еще глагол полéти (гореть). От него, кстати, образовались слова полено, полынь  (последнее связано со свойственной полыни  горечью и способностью ее расти на выжженных солнцем склонах). Возможно, что и слово пóле
 образовалось таким же путем от пóлый,
 то есть пустой, выжженный участок земли.

Многие слова русского языка отражают отношение человека к важнейшим вопросам жизни – к труду, свободе, взаимоотношениям в обществе. Так, в происхождении слов работа  и труд
 отразилось народное понятие о тяжком, подневольном труде: слово работа  образовано от старославянского слова раб,  которое вначале означало «сирота», затем «подневольный работник». Очевидна также связь слов труд  и трудный.

Происхождение слов каторга  и кабала  раскрывает народное отношение к рабству и иноземным завоевателям. В глубокой древности, когда славянские земли подвергались нашествиям тюркских племен, завоеватели порабощали местных жителей, используя их на самых тяжелых работах. В турецком языке и сейчас существует слово кабал  – задание, дневная норма. Отсюда и произошло наше слово кабалá,  осмысленное народом как непосильный труд, порабощение. Когда-то строили галéры  – деревянные гребные судна. Гребцами на них были рабы, купленные богачами, провинившиеся люди, пленники, которых приковывали цепями у весел. По-гречески галеры – катерга.  Слово это и было осмыслено народом как рабский, подневольный труд.

Есть в нашем языке слова, отражающие представления господствующих классов о народе. Так, устаревшее слово чернь  в значении «народ» возникло в результате презрительного отношения зажиточной верхушки к простому (чёрному)  люду. Отсюда чёрным ходом,  в противоположность парадному,  называли ход для прислуги, мастеровых и другого «черного люда». Но народ не остался в долгу и, в свою очередь, презрительно окрестил представителей господствующего класса белоручками.

Подобно слову чернь,  презрение знати к народу отразили слова вульгарный
 (от латинского вýльгус  – народ), поганый  (от латинского паганус  – сельский), подлый  (от польского подл  – простонародный). И опять же народ по-своему осмыслил слово подлый,  называя подлецами
 тех, кто слепо, по– рабски пресмыкался перед богатыми (подлый  происходит от подлечь,  то есть подчиниться).

О жестоких пытках и мучениях, которым подвергали людей в Древней Руси, напоминают слова подлинный и подноготная.  Во время допроса, допытываясь истины, тогда били узника длинными палками – подлинниками.  Отсюда подлинный стало обозначать «настоящий, действительный». Еще более жестокой была пытка, при которой узнику вгоняли под ногти железные гвозди. Человек не выдерживал эту подноготную  пытку и выдавал самые сокровенные тайны. Отсюда и произошло выражение узнать всю подноготную  (все до мелочи, подробно). Как бы в отместку, народ назвал прохвостами  тюремных надзирателей (от немецкого профóст  – начальник караула в тюрьме).

Много находок ожидает того, кто всматривается в слова, пытаясь понять их происхождение. Конечно, для этого надо знать как можно больше и из лингвистики, и из истории.

Задание на дом.  Пользуясь словарями, выясните различие в значениях следующих слов: здравица – здравница, недоумение – недоразумение, отчаяние – отчаянность, усвоить – освоить, хозяйский – хозяйственный, понятный – понятливый, удачный – удачливый, искусный – искусственный, соседний – соседский.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Интересное